КУЛЬТУРОЛОГИЯ
cbs_fokino
Левяш, И.Я. Культурология: учебное пособие / И.Я. Левяш. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

В книге рассматриваются методологические проблемы и эвристический потенциал культурологии как философии культуры. Автор концентрирует внимание не столько в ретроспективе, сколько в контексте современной социокультурной ситуации и прогнозирования эволюции культуры и цивилизации. В  центре – их национальное и региональное измерения, сущность и роль христианской культуры, «осевое» противоречие «Запад» - «Восток» и глобальная проблематика конфликта современной культуры и цивилизации.

ГЛАВА 9. ХРИСТИАНСКАЯ ИДЕЯ: УТРАТА И ВОСКРЕШЕНИЕ СМЫСЛА
9.3. ПРОТИВОРЕЧИЯ И КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ ИДЕИ.

         Христианство – развивающийся культурно-цивилизационный феномен, который уже изначально не был лишен противоречий, испытывал в своей эволюции триумфы и спады, и прежде всего, в силу религиозного фундаментализма – нежелания или неспособности выработать творческие ответы на новые вызовы времени.
          Исходная противоречивость не только ветхо-, но и новозаветного учения  отмечена К. Ясперсом. «Можно рискнуть заметить, - пишет он, - что в Библии, если брать ее в целом, все встречается в полярности. В конечном итоге для каждого фиксирования идеи в слове можно найти противоречащие ему высказывания. Нигде не дана полная, чистая истина, потому что она не может быть выражена ни человеческим языком, ни каким-либо определенным образом человеческой жизни… Истины мы касаемся лишь в том случае, если приближаемся к ней в ясном сознании полярностей, проходя через них». Попытаемся пройти через них и мы.
          Первоначальный христианский идеал «горнего мира» настолько высок и жертвен, что абсолютно противопоставлен «дольнему», условно говоря, Мария – Марфе. Царство Христа – «не от мира сего» вплоть до тотального отрицания «сего» мира. Богочеловек требует лишь духовного служения вплоть до своеобразной интерпретации  любви к ближнему: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, и притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Доходит до того, что Иисус говорит одному человеку: «Иди за мной!». «Господи, отвечает, он, - позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Учитель неумолим: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Следуй за мной и благовествуй Царство Божие»…
          Несомненно, что без отречения людей от земных забот христианство не могло бы восторжествовать. Но это означает относительную правду дьявола, который замечает в разговоре с Христом: «У тебя лишь избранники». Такой «героический энтузиазм» (Дж. Бруно), как нормативное поведение, был свыше меры жизненных сил большинства. Позднее Санчо признает, что, возможно, ему не доступны подвиги Дон Кихота, но зато ему не достаются и побои. Большинству оставалось сознание своей греховности, смирение и покаяние, упование на Мессию, который явится и освободит слабого человека. Христос, отмечал немецкий историк Т. Моммзен, победил потому, что потерпел поражение Спартак. По Э. Ренану, социальный эквивалент смиренного христианина – раб.

ПРАВОСЛАВИЕ
cbs_fokino
Бессонов, М.Н. Православие в наши дни / М.Н. Бессонов. – М.: Политиздат, 1990. – 303 с.

Автор книги, кандидат философских наук, рассказывает о современном состоянии и разносторонней – культовой, миссионерской, экуменической, миротворческой – деятельности автокефальных православных церквей, в том числе и Русской церкви, их отношениях с государством; обобщает и анализирует документы и материалы, связанные с 1000-летием введения христианства на Руси и Поместным собором 1988 г.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
cbs_fokino
Фрэзер, Д.Д. Фольклор в Ветхом завете / Д.Д. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1985. – 511 с.

В этой работе известного английского этнографа и историка религии Дж. Дж. Фрэзера на огромном этнографическом и фольклорном материале выявляется генетическая связь христианства с первобытными верованиями людей, что наносит удар по  утверждению христианских теологов о богоданности Библии и ставит ее в один ряд с другими памятниками древней литературы.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА
cbs_fokino
Энциклопедия сверхъестественных существ / сост. К. Королев. – М.:  Локид: Миф, 1997. – 592 с.


Уникальное издание, в котором предпринята попытка свести воедино разрозненные сведения о так называемых "сверхъестественных существах". Брауни и домовые, эльфы и карлики, василиски, драконы, единороги и прочие волшебные создания предстанут перед читателями как живые. Откроются холмы, в которых обитают сиды, разверзнется мировой океан, являя взору Левиафана и кракенов, распахнутся земные недра и оттуда выйдут цверги и гномы. Читатель узнает, где расположены легендарные острова Авалон и Буян, подобно Синдбаду-мореходу, поднимется в небо на спине птицы Рух, побывает в пещерах, где стучат молоточками кобольды. Энциклопедия сверхъестественных существ составлена на основе материалов по германо-скандинавской, кельтской, индуистской, ведийской, славянской, японской, китайской, арабской и других мифологических систем. В состав Энциклопедии входит бестиарий – описание фантастических животных, рыб и птиц, таких, как Пегас и Бегемот, Гаруда и Гамаюн.

КИММЕРИЙЦЫ
В греческой мифологии чудесный народ, обитающий на крайнем севере.

Гомер описывает их страну в таких выражениях:
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков;
Никогда не влияет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос…
Ночь безотрадная там искони окружает живущих»
                                                                                          (Перевод В. Жуковского)
Любопытно, что Роберт Говард, «отец» Конана-варвара, также помещает Киммерию на севере своего мира – правда, не на крайнем. Еще севернее расположены Асгард и Ванахейм.

НОРНЫ
В скандинавской мифологии богини судьбы. Когда рождается младенец, они появляются у его колыбельки и бросают кости, определяя, кем ему суждено стать.

В «Старшей Эдде» о них сказано:

«…там уже явились
три девы-провидицы,
там поселились
под древом они:
первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья – Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
удел нарекали…»
                                                                                         (Перевод В. Тихомирова)
Норны явились под ясенем Иггдрасиль, у этого ясеня находится источник Урд, от названия которого получила свое имя первая из норн. Имена их переводятся так: Урд – Прошлое, Верданди – Настоящее, Скульд – Будущее.

КАЛЕНДАРЬ
cbs_fokino
Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., всупит. статья и примечания в тексте А.Ф.
 



Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae»  (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу «calare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.
Вообще же календари создавались независимо от  Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, ибо потребность измерять время возникала у всех народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, - итог длительно развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой – необходимое условие для дальнейшего развития и цивилизации.
Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами – от понятий «век», «эпоха» до обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и пр.)

ПРИТЧИ
cbs_fokino
Притчи человечества / сост. В.В. Лавский. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2007. – 576 с.




Эта книга явилась результатом огромной работы по изучению одной из самых замечательных традиций человечества – традиционной передачи духовных знаний в притчах.
Индуизм, буддизм, даосизм, христианство, ислам, и многие другие религиозные учения и философии за века своего существования накопили прекрасные образные сравнения, поучения, иносказательные истории, которые и составили содержание данной книги. Здесь же вниманию читателей предлагаются вступительные статьи к каждой религиозной традиции.

ПРИТЧИ
cbs_fokino
Некрыловой.  – М.: Изд-во Правда, 1989. – 496 с.
Притчи мира / сост. Л. Сидоркова. – М.: Грифон, 2009. – 336 с.

Блистательная и необычная книга представляет собой сборник притч разных  стран и народов. Среди ярких и запоминающихся историй, веселых и печальных, истинно философских и в то же время занимательных, любознательный читатель найдет именно ту притчу, которая ободрит, рассмешит или умудрит его. Притчи адаптированы к особенностям восприятия современного человека, несущего тяжкий груз глобализации и информатизации.

 

ВЕЛЕСОВЫ СКАЗЫ
cbs_fokino
Статейнов, А. Велесовы сказы / А. Статейнов. – Красноярск: Изд-во Буква, 2005. – 190 с.
 



За тысячи и тысячи лет многие русские люди о своей истории забыли. Не чтим теперь мы богов собственных, славянских прародителей. Имен их не знаем, не поклоняемся, как дети кланяются своим родителям. Раньше наша история из поколения в поколение передавалась…
Чужих богов теперь вспоминаем, про них рассказываем, им славу поем.

СКАЗКИ ПЕСНИ ЦЫГАН
cbs_fokino
Золотые мониста: сказки и песни цыган. – М.: Современник, 1992. – 495 с.

Кто из русских не любит сердечной цыганской песни, искрометного, зажигательного цыганского танца? Мимо искусства, фольклора цыган не прошел, пожалуй, ни один из крупных деятелей русской культуры – цыганская тема присутствовала в творчестве Пушкина, Льва Толстого, Баратынского, Даля, Писемского, Куприна, Горького, Блока и других русских писателей. В книге представлены сказки и песни цыган России, записанный и переведенные в последние годы.

МИФОЛОГИЯ
cbs_fokino
Кондрашов, А.П. Кто есть кто. Боги и герои Древней Греции и Рима: энциклопедический словарь / А.П. Кондрашов. – М.: Рипол Классик, 2002. – 704 с.

Классическая мифология, под которой обычно понимают свод мифов Древней Греции и Древнего Рима, - одна из важнейших основ не только европейской, но и мировой культуры в целом. Цель данной книги – дать читателю систематизированную и достаточно полную информацию об увлекательном мире греческих и римских богов и героев, их происхождении, тесном переплетении судеб, сложных и противоречивых характерах.




ГЕНИЙ
В Римской мифологии Гений – первоначально сверхъестественное существо, верный спутник и дух-покровитель мужчин вообще и каждого отдельного мужчины в частности (женщинам покровительствовала Юнона), защитник семьи, дома, общины, города и государства, олицетворение жизненной силы и энергии. Вначале рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, Гений затем стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гения – добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. День рождения римлянина считался праздником его Гения. Устойчивым было мнение, что Гениев имели не только люди, но и города, отдельные местности, корпорации, воинские части и т.д. Символ Гения – змея.

?

Log in

No account? Create an account